Реакция на реагенты: как уборка дорог повлияла на число ДТП, 18 июн 2021 — УЗПМ, Казань
https://www.high-endrolex.com/28

Реакция на реагенты: как уборка дорог повлияла на число ДТП

Неминуемый «день жестянщика»

Каждый год Госавтоинспекция обновляет статистику по авариям на дорогах, которые связаны с гололедом. В середине октября 2020 года в Заполярье, к примеру, всего за неделю зафиксировали 44 ДТП с четырьмя смертельными случаями. Каждый раз инспекторы ГИБДД констатировали нарушение правил зимнего содержания дорог. Начальник ГИБДД по Мурманской области Алексей Тарунин рассказал СМИ, что «на региональных и муниципальных автодорогах отсутствует проведение работ по их содержанию». Уборочной техники и квалифицированных работников региону не хватает. Как результат – с появлением гололеда всего за полторы недели число аварий на дорогах выросло на 70%. Похожая картина наблюдалась везде, где ответственным службам не удавалось справиться со своими обязанностями. Наглядной стала картина в одном из регионов, где многократно возросло число ДТП по сравнению с прошлым годом. Как отмечали
специалисты ГИБДД и профильных структур, причина заключалась в отсутствии на дорогах реагентов. Техника и песок не смогли обеспечить качественную уборку от льда. В итоге улицы городов оказывались не только под толщей песка, но и стали настоящим испытанием для автомобилистов и пешеходов. Досталось и местным властям, получившим многомиллионные штрафы от госавтоинспекторов и предписания от прокуратуры.

Цена гололёдного травматизма

Если за качеством уборки зимой на дорогах пристально следят, то пешеходными дорожками в большинстве случаев занимаются по “остаточному” принципу. Эксперты считают, что такая ситуация, в том числе, складывается из-за того, что у власти нет четкого понимания, какой урон, в том числе и экономический, наносит “гололедный” травматизм пешеходов. Отсюда, нет и централизованного учета пострадавших. О масштабах трагедии можно судить лишь из обрывочных данных в СМИ. Но даже они поражают воображение. В среднем, на город с населением от 500 тысяч до 1,5 миллионов человек ежегодно приходится до 7-9 тысяч пострадавших. 15-20% из них получают статус инвалидов. В особо тяжелых погодных условиях число раненых может резко возрастать. За день в городе-миллионнике по сообщением прессы может пострадать более полутысячи человек, если на тротуарах есть снег и лед. Люди несут экономические потери, связанные с лечением, а работодатели и государство - ущерб из-за нетрудоспособности граждан. По самым скромным оценкам Финансового университета при Правительстве РФ, ежегодный экономический ущерб в России от гололедного травматизма пешеходов составляет порядка 30 миллиардов рублей – это фактически годовой бюджет крупного мегаполиса страны, например, Казани. Чистые тротуары зимой - это тот случай, когда можно сохранить жизни и здоровье людей и предотвратить экономические потери.

Битва за безопасность

Методом проб, ошибок и исследований специалисты в отрасли приходят к выводу, что технологию ухода за дорогами нужно менять. Прежде всего необходимо пересматривать комплекс содержания автотрасс и пешеходных зон, активно внедряя современные наработки - метеопрогнозирование, современные виды техники и противогололедные материалы. Только механическая уборка в условиях мегаполисов с большим автомобильным и пешеходным трафиками невозможна. Механизированная уборка требует вывода большого числа специализированной техники, что неминуемо ведет к транспортному коллапсу на без того перегруженных магистралях. Кроме того, настолько большое число спецтранспорта, который бОльшее время будет простаивать, не может позволить себе ни один город.
Устаревший подход в виде посыпки пескосоляными смесями также не дает эффекта. Во-первых, изменились требования к содержанию дорог. Нужен только чистый асфальт и тротуар, что пескосоляная смесь по природе своей обеспечить не может. Другая головная боль - песок, который оседает на улицах страны тысячами тонн, превращаясь в хорошо знакомую многим россиянам пыль, по весне образующую настоящие бури. С приходом тепла требуются существенные затраты и усилия, чтоб собрать то, что осталось после таких посыпок зимой.
Наиболее детально этот вопрос изучили в Новосибирке, где подсчитали, что после отказа от песка в пользу современных материалов город заметно экономит на весенней уборке. 
   – Мы провели анализ противогололедных материалов на основе песка и соли и пришли к выводу, что 80 % из них – это пыль и глина. Таким образом, мы высыпали на улицы Новосибирска 800 КАМАЗов пыли и грязи ежегодно. С применением «Бионорда» с гололедом мы стали справляться быстрее, а также удалось снизить пылевую нагрузку на город, – рассказал начальник управления автомобильных дорог Новосибирска Юрий Сердюк.
Исходя из практики городов, в этой битве за безопасность пока выигрывают современные многокомпонентные противогололедные материалы и оптимально составленная система уборки, учитывающая количество единиц техники для содержания, погодные тенденции, рельеф и другие особенности.
Такой подход разделяют не только дорожные службы, но и Госавтоинспекция, которая отмечает, что при внедрении новшеств удается значительно снизить число ДТП. Например, в Перми, где власти решили использовать на центральных улицах
многокомпонентный материал, число аварий из-за ненадлежащего состояния проезжей части сократилось на 34%. В Ижевске при аналогичных мерах в первом квартале 2020 года число ДТП удалось снизить на 13%. Для борьбы с наледью на дорогах в Калуге предлагают втрое увеличить количество используемых антигололедных средств, о чем сообщил начальник управления городского хозяйства Калуги Александра Шпиренко.
https://www.high-endrolex.com/28